Детство

1961 год. Канада. Приблизительно в 30 километрах от Монреаля, в местечке под названием Пьерфон, проживает семья Готье (Макс, Маргарита и двое детей — двухлетняя Бриджит и годовалый Жан-Лу). Макс, строительный инженер, работает в Канаде по контракту. Маргарита занимается детьми.

12 сентября в 5:17 утра на свет появляется вторая дочь в семье — Милен. Восемь канадских лет для неё прошли без особых впечатлений («кленовый сироп, глупое, но довольно сладкое воспоминание! Глубокий густой снег, который покрывал всё; моя первая школа — школа святой Марселины, содержавшаяся монахинями; рыжая белка, спрятанная моими стараниями в бочку и маленькая лягушка. До восьми лет я практически не помню ничего другого; надо бы задаться вопросом "почему?", но на него я не могу ответить»).

В начале семидесятых семья возвращается во Францию и селится в городке Виль-д''Аврей недалеко от Парижа. Милен болезненно воспринимает переезд («Это была настоящая травма, сильный и неизгладимый шок. Мои отношения с людьми были абсолютно разными. Канада — более закрытая страна, там чувствуешь себя как бы в зимней спячке, более защищённым, уверенным»). Маленькая девочка начинает ссориться со своими родителями. Через конфликты характер Милен становится всё более и более независимым и странным («Моей личностной проблемой было то, что я никогда не принимала свою внешность; я думаю, что я себя ненавидела. Парадоксально то, что это чувство двигало меня вперёд. У меня иногда даже было тайное желание побить себя. Это неприятие собственной внешности и мои сомнения побуждали меня к действию»).

Милен уходит в закрытый от взрослых мир — мир одиночества и грусти. В возрасте, когда большая часть маленьких девочек ещё играют в куклы и прыгают через скакалки, она ходит по воскресеньям в больницу Гаше, где посещает больных детей. Вид детей-инвалидов становится жестоким испытанием для психики десятилетней девочки. С тех пор Милен ненавидит воскресенья. У неё практически нет друзей среди девочек. Все друзья были мальчишками, которым Милен пыталась всячески подражать («До 14 лет меня принимали за мальчика. Одно из характерных воспоминаний юности, оставшееся в памяти: однажды, в то время как я просматривала корреспонденцию в почтовом ящике, охранник здания спросил как меня зовут. Я сказала, что Милен. Он ответил, что это красивое имя для мальчика»). В возрасте 12 лет Милен начинает заниматься верховой ездой («Чтобы что-то доказать моему отцу, который всегда хотел, чтобы я добилась успеха и расцвела»). Прозанимавшись 5 лет, Милен мечтает стать конным инструктором и посвятить свою жизнь лошадям. Но через два дня после перехода в выпускной класс её исключают из школы.

Пепел Луны

1979 год. Милен 18 лет. Независимая натура, она отказывается жить со своей семьёй, отказывается от финансовой поддержки. Теперь её привлекает театр, а главной целью становится кино. Хотя Милен в возрасте десяти лет выиграла детский конкурс пения, сейчас она даже не думает о возможной карьере певицы. Милен поступает в театр под руководством актёра Даниэля Месги. Прозанимавшись там всего четыре месяца, она переходит на другие курсы актёрского мастерства. Чтобы оплатить учебу, она записывается в модельное агентство (также она работала ассистенткой гинеколога и продавщицей обуви), где и происходит самое важное событие в её жизни…

1983 год. Один из друзей Милен, Жером Даан, в компании с тогда ещё малоизвестным режиссёром Лораном Бутонна как-то вечером придумывают песенку под названием «Maman a tort» («Мама не права»). Потом два друга уезжают в поисках исполнителя («Жером и я провели пробы — нам надо было одного парня заставить петь девичьим голосом, но девушка получилась явно несовершеннолетней и это могло доставить нам проблемы»). После неудачного первого кастинга Лоран и Жером решают обратиться в модельное агентство. Магическая встреча произошла именно там («Нас представили друг другу. Она в это время собиралась фотографироваться. Когда мы увидели её, то сразу поняли, что это ОНА. Действительно — кажется, что она только вышла из больницы, со своими длинными волосами, на грани психического срыва. Сразу представляешь трагическое детство, которое было разрушено её отцом… Короче, настоящий удар молнии»). Милен вспоминает: «В тот день они выбрали меня среди всех присутствующих моделей. Я была очень удивлена. Тем более после того, как они сказали, что хотели бы, чтобы я спела песню! Я не колебалась ни минуты. После прочтения текста, я сказала "да"!» Дело оставалось за малым — найти компанию звукозаписи («Это было очень трудно, мы не были нужны никому»). Но после ряда попыток наконец подписан контракт с компанией RCA.

1984 год. «Maman a tort» выходит в свет. На черной обложке пластинки бледная надпись: Mylene Farmer. Откуда этот сценический псевдоним? Все объясняет посвящение на обратной стороне обложки, где красным горят капли крови: «a Louis II de Baviere, a Frances». Луи II — сумасшедший король Баварии, а Фрэнсис — это Фрэнсис Фармер, любимая актриса Милен, которая подавала большие надежды, но из-за пристрастия к алкоголю провела большую часть 40-х годов в психиатрической лечебнице. В это время трио Милен - Лоран - Жером встречают Бертрана Ле Пажа, который становится менеджером Милен. Для продвижения песни, Лоран снимает клип. «Maman a tort» поражает Францию («Я люблю то, что мне запрещают, я люблю удовольствия…») В ноябре 84-го, молодую певицу не пропускает цензура на телевидении. В это время Лоран, Жером и Милен в новой студии записывают песню «On est tous des imbeciles» («Мы все дураки»). («Смысл песни? Это о творческих людях. Нужно делать работу серьёзно, но не нужно слишком воспринимать себя всерьёз»). Слова и музыка написаны Жеромом. Несмотря на благожелательные отзывы в печати, пластинка, вышедшая в феврале 85-го, не затрагивает сердца публики — во Франции продано около 40 000 штук. Провал диска положил конец сотрудничеству с Жеромом Дааном, и в это же время Милен уходит из RCA и подписывает контракт сроком на 3 года с компанией Polydor.

Песня «Plus grandir» («Больше не взрослеть») выходит в конце 85-го. На песню снимается клип, соответствующий тексту о прощании с детством и его переживаниях. Но несмотря на масштабное видео, которое даже подверглось цензуре на некоторых каналах, публика не была завоевана — всего 100 000 экземпляров пластинки нашли покупателя.

1986 год. «Libertine» («Распутница») — песня, ставшая переломной в карьере Милен Фармер. Еще в 1983 году Жан-Клод Декеан, владелец студии «Le matin calme», написал музыку и текст, затем нашёл певицу, но это не дало результат. Лоран Бутонна находит инструменталку интересной, а Милен так объясняет происхождение сюжета Распутницы: «Мы были в студии, и нужно было что-нибудь говорить в микрофон. Всё равно что. Требовалось что-то проверить или настроить. Я пела какие-то пришедшие мне наобум слова, должно быть, я была очень счастлива в тот день, и я пела: "Я — потаскушка, я — шлюшка!". Лоран сказал: "Чёрт возьми, ну конечно же!"» Итак, Бутонна пишет свой текст, и в марте 86-го выходит пластинка. Маскируясь нравами 18 века, эта песня открыто говорит о сексе. Одиннадцатиминутный клип потребовал съемки 180 планов за 4 дня с бюджетом около 500 000 франков.

Франция сходит с ума от Милен. 370 000 экземпляров «Libertine» продано в течение нескольких месяцев, это настоящий хит года. Мотив, сходный с детской песенкой, запоминается всем. Однажды Милен замечает на улице колонну школьников, в полный голос распевающую «Je, je suis libertine, je suis une catin».

Первого апреля 86-го поступает в продажу альбом «Cendres de lune» («Лунный пепел»). Этот диск также записан в студии Жан-Клода Декеана. Альбом содержит 9 треков, среди них все предыдущие синглы Милен, кроме «On est tous des imbeciles» — вследствие несогласия с лейблом RCA. Милен впервые пробует себя в роли автора текстов песен, написав две для альбома; а слова всех остальных, как и музыка, были созданы Лораном. Однако, впоследствии Милен всегда станет писать слова песен, а Лоран — лишь музыку к ним. («Сразу после моей первой дебютной песни во мне что-то открылось, и я смогла начать писать. Это трудно объяснить. Но теперь я не могу без этого жить. В моих текстах смесь реально перенесённого и пришедшего из воображения. Это постоянная работа памяти, которая помогает мне лучше понимать, что происходит со мной сейчас»).

1987 год. Выходит сингл «Tristana» («Тристана»). Клип к песне базировался на «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Съемка клипа продлилась пять дней и стоила почти 900 000 франков. Песня хорошо принята публикой, продано 250 000 экземпляров. Но в это время Милен уже думает о 2-м альбоме…

Такая я…

«Dis, maman, pourquoi j''suis pas un garcon?» («Скажи, мамочка, почему я не мальчик?») Именно так начиналась новая песня Милен «Sans contrefacon» («Без подделки»). Этот хит выходит 16 октября 87-го и объявляет о предстоящем выходе нового альбома. Песня, говорящая о двойственности полов, имеет мгновенный успех. Клип развивает его ещё сильнее и поднимает продажи до 500 000 копий. «Sans contrefacon» становится гимном в среде гомосексуалистов, которые возводят Милен в ранг иконы.

Сингл «Ainsi soit je» («Такая я…») выходит в марте 88-го, вслед за ним — одноимённый альбом. Только появившись на прилавках магазинов, он сразу попал в Тор30. Он продержится на самых высоких строчках хит-парада несколько месяцев. Песню сопровождает роскошный и интимный клип, очень красивый и эстетичный.

12 сентября выходит третий сингл «Pourvu qu''elles soient douces» («Только бы они были нежными»). Текст песни отвергает все пределы распущенности, открыто говоря о содомии, экстазе и сексуальных удовольствиях. Это заставляет содрогнуться многих… Никогда ещё клип не собирал столько людей на съёмочной площадке. В течение 8 дней, пока длилась съёмка, не менее 600 участников, многочисленные каскадеры и специалисты по истории работают в самом центре леса Рамбуйе. Клип, небывалой длины 17 минут 30 секунд, стоил почти 4 миллиона франков, и, выйдя на экран, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Поля сражений, всадники, эротизм сделали клип похожим на голливудский фильм-экшн. Этот шедевр получает награду за постановку. Тем временем, песня становится фантастическим хитом — продано 800 000 экземпляров сингла.

19 ноября Милен получает свою первую истинную музыкальную победу — её выбирают лучшей певицей года. Впрочем, Милен добавила прохлады в этот вечер, объявив, что получить эту награду — это и радостно, и грустно одновременно, и отказалась петь («Я провела несколько часов за кулисами, где мы репетировали этот вечер. Там были все "сливки" шоу-бизнеса, и эти люди мне были глубоко неприятны. Они все ненавидят друг друга. Мне грустно, что меня награждают такие люди. Мне пришлось уйти…»)

В феврале 89-го выходит «Sans logique» («Без логики»). Продано более 250 000 экземпляров. По поводу клипа «Sans logique» происходит небольшой скандал. Кадры из него были использованы в политических целях: фотография из «Sans logique», помещенная на их избирательную афишу, была подписана: «Они пропагандируют уродство и наркотики: нет субкультуре масс-медиа». Милен добивается постановления суда в отношении европейской рабочей партии и добивается, чтобы все афиши убрали.

C сентября по декабрь 89-го года состоялось 1-е турне Милен. Оно включило в себя 45 концертов по всей Франции. В середине турне Милен выпускает новый сингл «A quoi je sers» («На что я гожусь»). А после его окончания — сразу выходит двойной live-альбом «En concert». Милен благодарит своего друга и менеджера Бертрана Ле Пажа за проделанное, но им приходится расстаться. Бертран расскажет потом: «Я решил дать ещё один обед после Берси-89, опять для прессы и коллег по шоу-бизнесу. Великолепный обед на 500 персон. Нам с Милен должны были вручить награду — бриллиантовый диск (за альбом "Ainsi soit je"). Здесь все и провалилось. Я хотел что-то "звёздное", нечто очень торжественное, а Ален Леви не пошел по этому пути. Он отдал ей диск, когда все смотрели себе в тарелку. Не было никакого волшебства. Я не мог этого принять. Тогда я закричал и вечер превратился в кошмар! Милен была потрясена. Она попыталась меня успокоить, сказав, что если я буду продолжать, то уйдёт она. Остальные тоже собирались уходить… Милен послала мне записку: "Если я тебе нужна, я здесь…" Но месяцем позже она мне позвонила и сказала: "Нужно кончать работать вместе, твое поведение стало невозможным"».

Другой

1991 год. Милен решает вернуться к публике. Теперь у неё новая прическа, новый менеджер и новый альбом. Диск, названный «L''Autre» («Другой»), потребовал 5 месяцев написания и 4 месяца записи в студии.

Первым синглом из нового альбома выбрана «Desenchantee» («Разочарованная»). Текст рассказывает о душевной опустошенности, о бесповоротной потере иллюзий. Возможно, именно это делает его гимном «разочарованного поколения» 90-х. Едва выйдя, песня попадает на 1-ю строку хит-парадов. Вскоре после выхода сингла снимается клип длиной более 10 минут. Успех песни таков, какого еще не знал ни один французский певец — продано более 1 300 000 копий сингла. Популярность Милен достигает своей высшей точки!

Тем временем, её появления на телевидении становятся всё реже. Милен отказывается давать большие интервью. Тогда же, выходит биография певицы под названием «Ainsi soit-elle». Её автор — Филипп Сэги. Это была уже 2-я появившаяся в печати биография Милен, иногда её называют «официальной». 1-ю написал незадолго до этого Патрик Мило, но она была неважного качества, и Милен распорядилась, чтобы её изъяли из продажи («У меня никто ничего не спрашивал, поэтому я нахожу недопустимым, чтобы так использовали мой образ»).

В июле 91-го выходит сингл «Regrets» («Сожаления»), и впервые в творчестве певицы появляется дуэт. Позднее — «Je t''aime melancolie» («Я люблю тебя, грусть»). На обе песни были сняты клипы: полные противоположности друг друга — романтичный первый и резкий второй. В это время в карьере Милен разыгрывается драма: 12 ноября фанат убивает секретаря в офисе Polydor, поскольку тот отказался дать адрес его кумира. И только заклинившая винтовка предотвращает другие жертвы. Милен потрясена («Мне предлагали охрану, я отказалась. В такой ситуации думаешь не о себе, не о том, что могло произойти, а о семье в трауре, о человеке, который погиб ни за что и который тут ни при чём… Эта смерть так несправедлива…»)

«Beyond my control» («Не в моей власти») выходит в 92-м. Название песни взято из фильма «Опасные связи», где эту фразу произносит Джон Малкович. Видео, вновь снятое Бутонна, производит такой же эффект, как «Pourvu qu''elles soient douces». «Это история любви, которая заканчивается кровью, потому что проще удержать человека таким способом», — говорит Милен в интервью. Клип, который шокирует своей жесткостью, подвергается цензуре почти везде — например, канал M6 транслирует его только после полуночи.

Сингл «Que mon c?ur lache» быстро последовал за альбомом «L''Autre», который позволил Милен фигурировать в книге рекордов с более 1 800 000 проданными копиями. Клип снимал Люк Бессон («Что мне больше всего понравилось в его сценарии — это юмор. Я была рада, что таким образом он сделал тему песни менее драматичной. Он представил меня ангелом, посланным на землю с миссией — чтобы дать отчёт о том, что увидел!») «Милен очень профессиональна, она всегда к вам прислушивается, но одновременно она знает, чего хочет», — скажет Люк Бессон некоторое время спустя.

Два CD «Dance Remixes» также выходят в 92-м.

Изменившаяся

1993 год. Пресса мало говорит о Милен. Публика интересуется, почему она ушла в тень. Новый альбом? Ребенок? Нет, причина отсутствия иная. Милен впервые снимается в фильме под руководством Лорана Бутонна. Съемки, начатые в Словакии зимой 92-го, проходят в строжайшем секрете. Лоран мечтал снять этот фильм ещё с 82-го, и наконец-то он воплощается в реальность. После долгих проб в Париже, Лондоне и, наконец, в Лос-Анджелесе, Лоран останавливается на полностью англоязычном составе актёров. На главную мужскую роль был приглашён музыкант из США Джефф Дальгрен. По сценарию его герой влюбляется в героиню Милен. И по ходу съёмок Милен влюбляется в Джеффа… На фильм уходят колоссальные средства — около 80 миллионов франков. Наконец, он закончен, и Лоран организует первый закрытый сеанс, чтобы перед выходом фильма на экраны 24 августа 94-го понять, какое воздействие он окажет на публику. К несчастью, реакция критики не та, которой он ожидал. Фильм пускают в кинопрокат по всей Франции, и говорят о кинематографическом успехе года. Но, выйдя 5 октября, фильм убран из проката через три недели. Это был катастрофический провал, пресса лишь зло усмехается над режиссёром. Именно с этого момента начинается разрыв между Милен и Лораном. Бутонна в депрессии, Милен с Джеффом оставляют его и вместе уезжают в Лос-Анджелес.

Длительное пребывание в Калифорнии сильно изменило её, начиная с песен и заканчивая внешностью. Она с головой ушла в работу над новым альбомом («У меня новая жизнь, у меня новый возлюбленный, у меня будут новые песни… и вообще, в моём ансамбле не хватает бас-гитары! То-то будет сюрприз для утончённого Бутонна!»)

В августе 95-го недалеко от Голливуда снимается клип на новую песню Милен «XXL». Альбом, получивший название «Anamorphosee», выходит в октябре. Мелодии насыщены живым гитарным звуком, альбом имеет скорее рок-звучание. Что касается текстов, то некоторые критики поняли их как «прощайте, слезы». Милен поёт о небе Калифорнии, о любви размера XXL, но в альбоме нашлось место и для прежней меланхолии («Rever», «Comme j''ai mal»). В декабре 95-го выходит сингл «L''instant X» («Мгновение Х»). А «California» — главный хит альбома, выходит уже в марте 96-го. Клипы на эти песни также сняты в США.

В 96-м Милен возвращается во Францию и начинает гастрольное турне в поддержку нового альбома. Концепция шоу не имеет ничего общего с турне 89-го. Покончено с мрачными декорациями, с могилами и решетчатыми дверьми, на их место приходят пиротехнические эффекты и ультрасовременные технологии. Чёрное уступило место белому. На сцене Милен исполняет почти все песни из «Anamorphosee», а также старые хиты в новой аранжировке. Тур имеет ошеломительный успех, и новый облик Милен покоряет публику. Но тут вмешивается несчастный случай… 15 июня, в Лионе, перед более чем 9000 зрителями, за несколько минут до окончания спектакля, Милен падает со сцены: исполняя «XXL», заворожeнная собственным танцем, она вдруг оступается и вместе с одним из танцоров падает со сцены; шокированные фанаты видят кровь и не верят своим глазам. Её немедленно отвозят в ближайший госпиталь и сообщают печальные новости: у Милен сломана кисть руки, и тур не может продолжаться. Период восстановления длится долго. Милен возвращается на сцену только в конце года, выпустив сингл с символичным названием «Comme j''ai mal» («Как мне больно»). В это же время, 26 октября 96-го, Милен теряет брата Жана-Лу — он погибает в автокатастрофе. Позже Милен посвятит его памяти концертное видео «Live a Bercy». Эта видеокассета получает статус «бриллиантовой» и имеет ошеломительный успех.

В 98-м Милен исчезла с глаз публики, и о ней практически ничего не слышно. Она много путешествует, посещает Италию, Ирландию, Россию. Читает книги Салмана Рушди, Примо Леви, «Innamoramento» Альберони. И из новых впечатлений постепенно возникает концепция нового альбома…

Иннамораменто

1999 год. 1 февраля радиостанция NRJ транслирует долгожданную новую песню Фармер с названием «L''Ame-stram-gram» — слегка изменённой строкой из детской считалки. Сам сингл выходит в марте. Милен сама пишет сценарий для клипа, который режиссер Ching Siu-Tung снимает в Китае.

Альбом «Innamoramento», что переводится с итальянского «влюблённость», выходит в апреле. Он содержит 13 композиций, к 5 из которым Милен сама написала музыку («Pas le temps de vivre», «Mefie-toi», «Optimistique-moi», «Serais-tu la ?», «Et si viellir m''etait conte») — это её вторая попытка после экспериментальной «Tomber 7 fois» из «Anamorphosee». Кроме гитарных аранжировок, мало что напоминает о предыдущем альбоме, в «анаморфозном» стиле выдержана разве что «Dessine-moi un mouton». В основном, здесь присутствуют светлые меланхоличные песни, которые дают некоторым повод говорить о возвращении к стилю «L''autre».

В июне выходит сингл «Je te rends ton amour» («Я возвращаю тебе твою любовь») и сразу заставляет говорить о себе благодаря скандальному клипу Франсуа Ханса, в котором, как утверждает цензурный комитет, присутствуют «неприличные» сцены, насилие, море крови, а также антицерковные мотивы. По телевидению был показан укороченный вариант, порезанный цензурой, да и тот лишь в ночное время. Однако это не помешало стать этому клипу по-настоящему культовым.

Тем временем в Лос-Анджелесе полным ходом идёт подготовка к «Mylenium Tour», который должен начаться в сентябре. Лоран Бутонна не участвует в проектах Милен («Он пошёл своим путём, а я своим»). Для рекламы тура в 24 сентября выходит клип «Souviens-toi du jour» («Помни о дне»), а 28-го — сингл. В то время как турне имеет потрясающий успех, Милен готовит сюрприз своим поклонникам за пределами франкоязычных стран. 9 ноября, в телепередаче «Les Annees Tubes», Милен сообщила новость: Милениум Тур завершится в России («потому что публика меня принимает»). Позже Милен объяснила причину визита в Россию более прозаично: «Они огромное множество раз показывали мои клипы в начале моей карьеры». Сначала концерты планировались в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, но позднее Киев был отменен, и третью дату тоже перенесли в Москву.

2000 год. Милен побеждает на устроенном радиостанцией NRJ конкурсе «NRJ Music Awards». Она победила в номинациях «франкоязычная певица года», «франкоязычный альбом года» и «концерт года». Последней номинации даже не было в списке, её присудили профессионалы, а по остальным голосовала публика. 8 февраля «Mylenium Tour» возобновляется после двухмесячного перерыва. За это время Милен слегка изменила аранжировки некоторых песен. В этом же месяце выходит сингл и клип «Optimistique-moi» («Развесели меня»).

2 марта Милен прибывает в Москву, чтобы 4 и 5 марта дать концерты в спорткомплексе «Олимпийский». 8 марта в Санкт-Петербурге проходит заключительный концерт «Mylenium Tour». Певица прощается с публикой в России…

Огромная благодарность сайту mfarmer.ru и людям, которые работали над биографией.

Авторы: Evgenat SuloJan, Дикий.
Оформление, дополнения и редактирование: wishhaze, Valerie. Картинки сделала Лера.